Окрошка. Казанские хроники
 

Домой >>

Гостевая >>

  Мысли
на сторону
     
     

18 марта 2006 г.
суббота

...от Доброй Тётушки

 

Театр

Ночь

Ночь

Цветы

Амазонка

Птички

Собор

Клаус и Люцифер

Гармошка

Пробежка

Окно

Утро

Мишкина казнь

Время

Москва 1900

 

Год назад Добрую тётушку волею судеб занесло на чужедальнюю Швейцарщину. Дни напролёт тётушка отрабатывала командировку, освещая для жителей уездного городка Т. очередной Женевский автосалон, а ночи тратила на изучение незнакомого города. Пиком приключений стало распитие до глубокой ночи пива в дружеской компании простых женевских жителей. По возвращении домой ДТ не удержалась и поведала о своих наблюдениях из жизни швейцарцев читателям газеты одного маленького свечного заводика.

Через год ДТ в Женеву уже не попала (возможно, неформальное общение с западными гражданами было принято за аморальное поведение, и допустить повторения столь вопиющего поступка было никак нельзя). Зато избавиться от печатных воспоминаний теперь нет никакой возможности.

Приключения Доброй тётушки в Женеве

...В аэропорту города Франкфурт-на-Майне мне пришлось оставить добропорядочным немцам в память о себе пилку для ногтей (одну штуку) и маникюрные ножницы (две штуки). Бдительные немецкие таможенники живо раскусили потенциальный недобрый умысел — конечно, ведь пилкой можно было пронзить стюардессу, а ножничками перекусить сонную артерию первому пилоту, дабы заставить самолёт лететь назад, в заснеженную и пронизанную мартовскими ветрами Россию. А так — пришлось продолжить свой путь до места командировки, в Швейцарию.
Одно утешало: наконец-то доведётся увидеть Женеву, этот мировой центр политики и культуры — с европейской штаб-квартирой ООН, Международным комитетом Красного Креста, знаменитыми часовыми заводами и 140-метровым фонтаном на Женевском озере. Правда, на поверку Женева оказалась небольшим по нашим меркам городком, с населением меньше, чем в одном Автозаводском районе Тольятти (около 330 тысяч жителей). Зато пешком можно обойти весь центр — по-европейски аккуратный и миниатюрный.

Ночными тропами

Оно, конечно, командировочному не так-то просто изучать чужой город, поскольку световой день (ещё более короткий в горах) не дожидается, когда ты покинешь временное место работы и выйдешь на городские улицы. Но зато в твоём распоряжении вся ночь, а путешествие по ночному городу — это особый аттракцион, и он совсем не похож на дневные развлечения.
Главное — отправляясь в исследовательский путь по новым местам, захватить карту города или хотя бы запоминать ориентиры, чтоб потом найти дорогу назад. А то, бывало, забредёшь в Старый город на холме, попетляешь по узким кривым улочкам, мощёным булыжником, выйдешь с другой стороны — и обнаруживаешь, что твой отель находится в неизвестном тебе направлении... Так ведь и придётся бродить чуть не всю ночь от витрины к витрине, любуясь красиво подсвеченным содержимым ювелирных лавок и антикварных магазинов. Всё равно спросить дорогу не у кого — в поздний час женевские улицы тихи и безлюдны, и только редкие такси проносятся по дороге, вежливо пропуская тебя на пешеходных переходах.

Дорожные тонкости

Кстати, о местных дорогах. На центральных улицах Женевы одна из полос движения отведена только для автобусов и велосипедов. При этом остальные транспортные средства могут часами стоять в пробке на соседних полосах — и никто не пересечёт разделительную полосу, словно заколдованную. Даже странно с непривычки — ни тебе лимузинов с мигалками, ни понтовых джипов, с воем летящих по «встречке»...
Вечером на дороге порой остаётся лишь неширокий проезд посередине — из-за припаркованных по обеим сторонам тесных улочек машин. Но если прямо в этом проезде (больше негде) остановится для высадки пассажиров какой-нибудь автомобиль, то все другие машины будут исключительно терпеливо и вежливо дожидаться, пока не освободится проезжая часть. И никто — ну никто! — не гавкнет что-нибудь привычное типа: «Убери свою тачку, козёл! Понаехали тут...» Никакого экстрима, в общем, — ну как тут не впасть в тоску русскому человеку!

Швейцарец познаётся в соседстве

Да, с широтой нашей души в узких рамках швейцарских порядков и впрямь тесновато. «Нашли мы как-то во дворе с детьми старую покрышку, — рассказывал один русский швейцарец, отец очаровательной дочурки и двоих сыновей, — и решили её поджечь...». Ну что ж, согласитесь, вполне понятное русское желание — наглядно продемонстрировать юным пытливым умам процесс изменения свойств каучуковой массы при её термообработке открытым огнём на свежем воздухе. Но швейцарские соседи не оценили педагогический порыв нашего земляка — и тут же вызвали полицию! Которая, прибыв на место, не только зафиксировала факт поджога, но и едва не лишила главу семейства и его супругу родительских прав...
С другой стороны, полицию на улицах Женевы встретишь редко — похоже, она прибывает только по вызовам недремлющих горожан. Даже гаишников не видать, поскольку вместо наших «засад в кустах» в Швейцарии действуют бездушные и бессловесные радары, которые автоматически фиксируют нарушения на дороге — так что работникам местной полиции потом остаётся только отправлять квитанции с уведомлением на адрес нарушителя. Превысил максимальную скорость на 5 километров в час — заплати 40 франков (больше 900 рублей). Допустил превышение от 5-ти до 10-ти км/ч — пожалуй в государственную казну 80 франков. Ну а решил прокатиться с ветерком свыше положенного на 30 км/час — готовься проститься с водительскими правами (на три месяца) и тысячей франков (навсегда).

Почём благо для народа?

Правда, дорожные знаки предупреждают о радарах заблаговременно — очень гуманно со стороны государства сообщать своим гражданам о возможных денежных тратах. Потому что, как ни крути, а проживание в самой богатой стране Европы отнюдь не гарантирует, что это самое богатство валится на голову живущим здесь просто так.
— Вот все считают, что в Швейцарии живут одни счастливчики, — говорила мне Мунира, бывшая администратор ташкентской гостиницы, а ныне барменша в дешёвом женевском кабачке. — На самом деле всё не так радужно. Например, мой муж, швейцарец, тяжело болен, получает небольшую пенсию по инвалидности, так что мне приходится крутиться на двух работах. Мою полы в школе и вот здесь работаю. Причём в школе платят больше, хотя тяжелей работать именно в баре — здесь, как правило, собираются люди с неустроенной судьбой, которые частенько жалуются на жизнь, так что на меня саму уже начинает давить депрессия... И всё-таки возвращаться в назад в Узбекистан мне даже в голову не приходит.
Оно и верно — как можно, несмотря на всю дороговизну жизни, по своей воле покинуть сей благословенный край, где Альпы манят идеальной природной красотой, маленькие города радуют тишиной и покоем, а средний заработок по стране — своим размером в 5200 франков. И даже 35-процентный подоходный налог не должен особо расстраивать — как-никак он тут является гарантом безбедной старости...

Выход в люди

Но если всё же хочется убедиться, что в Швейцарии живут не только те, у кого есть счета в швейцарских банках, то как раз ночные приключения и способствуют в полной мере изучению обратной стороны жизни страны. Например, если свернуть с ярко освещённых центральных улиц Женевы в тихие переулки, можно ненароком забрести в местное питейное заведение и перезнакомиться с его посетителями — простыми работягами, безработными, пенсионерами и эмигрантами со всего мира.
Здесь собираются только свои, здесь никому не нужен твой «английский со словарём», и бармен-латинос в лучшем случае из всей твоей речи поймёт только робкое: «One beer»... Но если ты готов к общению, языковой барьер не станет особой помехой. А уж если среди завсегдатаев кабачка всё-таки найдётся какой-нибудь чудак, немного знающий русский — беседа потечёт такой же неспешной и приятной рекой, как и вкусное швейцарское пиво.
И тут, конечно, начнутся расспросы — кто да откуда, и раздадутся понимающие возгласы: «О, Руссия! Москва! Коммунизм! Советик!» И всем захочется узнать подробностей — а откуда конкретно?
— Из города Тольятти, — отвечаешь. — Ну, это на Волге. Волгу-то знаете?
— О, конечно-конечно! А это в какую сторону от Москвы?
— Да тысяча километров к востоку, — небрежно машешь рукой, забывая, что вся Швейцария-то, собственно, тянется всего на 350 километров с запада на восток.
— Тысяча?! — ошеломленно переспрашивают они и со священным ужасом уточняют: — Вы живёте в СИБИРИ???
— Да нет, до Сибири ещё пара тысяч километров наберётся... — удивляешься ты перепугу собеседников и невзначай интересуешься: — А отчего вы, собственно, так боитесь Сибири?
И получаешь вполне ожидаемый ответ:
— ТАМ ЖЕ ХОЛОДНО!!!

Монблан против Казбека

Тут уж остаётся только удивляться: отчего в Швейцарии с каждым годом русских всё больше, а представления о России у тамошних аборигенов всё такие же дремучие, как и сорок лет назад: Сибирь, морозы, коммунизм...
Да, всё-таки слабо мы ведём разъяснительную работу среди других народов. Ведь до чего дошло: сегодня европейцы самой высокой вершиной Европы уже называют французский Монблан. Хотя если исходить из географических, а не каких-то иных принципов, Монблан в списке самых крупных европейских высот стоит лишь на третьем месте. А на первых двух — наши Эльбрус с Казбеком. Пусть даже и расположены на окраине этой столь разноликой части света.
...Однако когда самолёт поднимет вас в небо, дабы наконец унести из Женевы назад, в пронизанную ветрами Россию, именно возвышающаяся над облаками вершина Монблана, ослепляя сквозь иллюминатор своей нетронутой белизной и царственным видом, заставит сердце дрогнуть и навсегда оставить свою частичку здесь, на альпийском приволье маленькой европейской страны. Которой ещё так много предстоит узнать о необъятных просторах европейско-азиатской России.


Добрая тётушка. Газета «Волжский автостроитель». 2005г.

 

Архив >>

     
     

© >Л.Башкироff<  2006

 
Hosted by uCoz